Воспитанники детского сада «Колокольчик» побывали на экскурсии в Сростинском филиале районного историко-краеведческого музея

90

30 марта воспитанники средней группы детского сада «Колокольчик» побывали на экскурсии в Сростинском филиале районного историко-краеведческого музея. В «русской избе» дети познакомились с предметами русского народного быта: старинными утюгами, ткацким станком, коромыслом и т. д. В столь юном возрасте ребятня очень любознательна, поэтому они с удовольствием отгадывали загадки о кухонной утвари, играли на музыкальных инструментах — деревянных ложках.

С предметами быта наших предков многие не знакомы, потому как большинство старинных вещей со временем исчезли из нашего обихода. Да, жизнь не стоит на месте. Человечество в этом столетии достигло таких высот – в космической и оборонной промышленности, экономике, культуре, образовании и здравоохранении, о которых мы не могли даже мечтать пятьдесят лет назад. Поэтому очень важно, особенно для юного поколения, знать, как жили наши предки, их пристрастия, вкусы, интересы…

***

Утюг, как бытовой предмет, известен каждому человеку, но его предшественниками довольно долго являлись «валек» и «рубель». Высушенное белье наматывалось на «валек» и каталось по столу «рубелем».

Еще в середине прошлого века можно было встретить так называемые «углевые» или «духовые» утюги. Они походили на небольшие печки: внутрь корпуса закладывались раскалённые берёзовые угли. Чтобы снова разжечь поостывшие угли, в отверстия дули, либо размахивали утюгом из стороны в сторону. Позже вместо углей внутрь утюга стали вкладывать раскалённую чугунную болванку.

 

Квашня – это глиняная или чаще деревянная ёмкость для заквашивания теста. Деревянная квашня изготавливалась из липы, осины, дуба. Она могла быть выдолблена из цельного куска дерева или быть составленной из дощечек – клёпок, плотно пригнанных друг к другу и перетянутых обручами из дерева или железа.

Колыбелька – приспособление для сна младенца. Интересно, что на Руси было четыре вида колыбелей, разных по конструкции и материалу, из которого они были сделаны. Одни колыбели представляли собой лубяной короб овальной или прямоугольной формы. Дно сплеталось из пеньковой верёвки, лыка в виде сетки. Другой вид – колыбели в виде суживающегося книзу прямоугольного деревянного ящика с дном, образованном двумя поперечными перекладинами. Были и колыбели в форме прямоугольной деревянной рамы, обтянутой холстом. А четвёртый вид – это плетёные колыбели из лозы, льна или соломы. Все четыре вида колыбелей имели одну общую черту – они были подвесными.

 

Рушники — одно из самых ярких образцов декоративно-прикладного искусства в традиционной бытовой славянской культуре. Это не просто предмет быта, это изделие символичное и многозначное.

Рушник изготовлялся из льняного или конопляного полотна шириной 30-40 сантиметров и от 3 и более метров длиной. Для украшения рушника использовали вышивку, кружево, бранное ткачество, ленты.

Основными цветами, применяемыми при оформлении рушников являются красный (разных оттенков: алый, рудый, кирпичный, малиновый, огневой, чермный, червлёный, маковый, багряный, вишнёвый) и белый. В настоящее время древние славянские традиции практически забыты, но до сих пор рушниками украшают жилище, их используют в разнообразных обрядах.

 

Изготовление одежды было трудным делом. Нужно было не только вырастить и высушить лён, но и правильно разобрать его на волокна. Легче всего это было сделать чесалкой. Она представляла собой лопаточку с длинной и жёсткой щетиной на одной стороне. Иногда её называли «скребницей» и использовали также для чесания лошадей.

Готовые волокна назывались куделью, из которой скручивали нить. В этом деле хозяйкам помогала ручная прялка. Прялка – это две доски, скреплённые друг с другом под прямым углом. На одну доску (ножку) садилась пряха, а на другую (лопать) закрепляли кудель. Смысл прядения состоял в том, что пряха руками скручивала волокна в нить. Но для этого, конечно, требовался опыт и сноровка.

 

На Руси прялка сопровождала женщину всю жизнь, с детских лет до глубокой старости. У каждой пряхи она была своя, её берегли и передавали по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Резные, инкрустированные, расписные, с зеркальцами и без, – в каждом регионе была своя форма прялки, свой декор.

Сначала было ручное скручивание пряжи, а затем изобрели веретено и прялку. Первоначально прялку изобрели в Древнем Риме. Пряжа от первых старинных прялок получалась разной по качеству и толщине. Это зависело от породы овец, в какой период времени года была пострижена овца и от многих других факторов. Как выполнялся весь процесс прядения? Правой рукой приводили в движение большое колесо, а левой рукой вытягивали прядь и подносили к веретену. В зависимости от угла наклона пряди к веретену происходило закручивание или наматывание пряди. Прядение вручную — очень трудоёмкий процесс. Даже опытная пряха делает не более трёхсот метров нити в день. Чтобы нить прялась тонко и ровно, требуется особое мастерство. Девочки начинали учиться этому ремеслу уже с 8—10 лет.

С прялкой связаны многие традиции и обряды, а также суеверия. Первую нить, спряденную девочкой, сжигали, а пепел выпивали с водой, чтобы сохранить трудолюбие и терпение на всю жизнь. Своё веретено принято было оберегать от нечистой силы. Прялку нельзя было одалживать — это плохая примета. На веретене разрезали пуповину при родах. На свадьбу жених разбивал старую прялку невесты и взамен дарил свою, как символ новой жизни. Русские слова «время» и «веретено» происходят от одного древнего глагола со значением «вращаться по кругу». Из женских ремёсел в наш язык вошли выражения «нить судьбы», «красной нитью». От глагола «сновать» (ткать) появились «основа», «основательный» и т.д.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь