КФХ «Наука» — одно из тех предприятий, где, пожалуй, трудятся одни оптимисты. За последние несколько лет растениеводство в Рубцовско-Алейской зоне постигла засуха, в животноводстве сильно подкосила проблема резкого уменьшения продаж племенного скота… Но несмотря ни на что, руководитель хозяйства Валерий Абронов уверен, эти отрасли будут жить! А вот как они выглядит изнутри и как следует работать, Валерий Павлович с удовольствием поделился с «Колосом».
Каждый визит корреспондентов в «Науку» сопровождается обширной экскурсией и подробными комментариями руководителя. И первый вопрос нынче касался сравнения двух отраслей — что же прибыльней: животноводство или растениеводство?
— Мясное животноводство прибыли как таковой не даёт. Основная прибыль приходит от растениеводства. Ни одного года не было, чтобы в мясное животноводство я вкладывал меньше, чем получал. Получил 80 миллионов, а вложил 90. Такой здесь расклад. То есть выручка-то есть, но что получаешь, то и вбухиваешь в дальнейшее развитие. Если все условия будут созданы, чтобы скот можно было бы реализовать во все регионы России и ближнее зарубежье, — вот тогда можно прибыль получать, — считает Валерий Павлович. — На сегодняшний день Алтайский край имеет возможность реализовывать племенной скот только в 10 регионах РФ, хотя животные КФХ «Наука» пользуются спросом во всех регионах России.
Маточное поголовье — 1 000 животных. Основное стадо сформировано из североамериканской и финской селекций, завезённых из Канады и Финляндии. Всего в «Науке», в зависимости от периода, одновременно содержится 2 300-2 700 животных. Материальная база «Науки» позволяет увеличить его в полтора раза. И так бы и сделали, будь для этого экономические предпосылки. Задача племенного завода — 90 процентов реализовывать на племя, а не сбывать на мясо.
Валерий Абронов считает, племенная работа — основа для уверенного развития животноводства. Чтобы наращивать поголовье скота и производство мяса необходима эффективная генетическая работа. А в условиях мировой нестабильности снижение зависимости от импорта и создание собственного высокопродуктивного стада КРС становится задачей № 1.
— Серьёзно к вопросу импортозамещения биоматериала Алтай-ский край подошёл ещё несколько лет назад. Сегодня министерство сельского хозяйства, племенная служба, племпредприятие, племенные заводы региона успешно работают над данной проблемой и уже практически готовы к импортозамещению биопродукции. Отбор семяпроизводящих быков, оценка их качества племенной службой Алтайского края проводятся на очень высоком уровне: отбираются лучшие из лучших. Хозяйства открыты для такого отбора. За последние десять лет, в связи с завозом нетелей и быков из Западной Европы и Северной Америки и постоянными поставками биопродукции, мы заметно повысили качество племенного скота. Одновременно кратно улучшили положение с содержанием и кормлением животных. На сегодня проблем с биопродукцией не наблюдается: у нас есть остатки 2022 года, а недостающее обещают допоставить. В случае возникновения проблем Алтайское племпредприятие может поставить недостающий объём достаточно хорошего качества.
Согласно результатам бонитировки скота мясного направления продуктивности по итогам 2022 года в КФХ «Наука» были получен самый высокий в Алтайском крае отъёмный вес телят герефордской породы — 241 кг в возрасте 205 дней. Выход молодняка на 100 коров составил 92%.
Один из важных вопросов, волнующих животноводов Егорьевского района, который считается далеко не самым лучшим в плане почвенно-климатических условий, как складывается обстановка по запасам основных кормов.
— В прошлом году КФХ «Наука» планово не готовила кукурузный силос. И мы спокойно прожили с теми запасами, которые были. И ещё на год осталось. Вообще, кормами мы занимаемся очень серьёзно. Я думаю, что в Алтайском крае мы входим в топ 10 по оснащению кормозаготовительной и по уходу за животными техникой лучших мировых брендов. У нас имеются: два самоходных кормораздатчика марки Siloking, два крупногабаритных пресс-подборщика Krone и New Holland, кормоуборочный комбайн Krone, современные косилки, косилки-плющилки, грабли и вся необходимая техника. При силосовании применяются импортные закваски и при закрытии используются современные импортные плёнки. Всё, что от нас зависело — нужные условия, — мы создали. Но природе не прикажешь — четвёртый год запасы влаги в почве снижаются — как по лесенке вниз. В этом году ситуация однозначно получше. Полям не дал высохнуть поздний снег. Но в дальнейшем отсутствие осадков и сильные суховеи привели к большому дефициту влаги, и, как следствие, к проблемам с кормами. С первого укоса многолетних трав собрали половину от плана. Урожай второго укоса показывает такие же результаты. Наша стратегия развития кормопроизводства не допустит того, что хозяйство останется без кормов. Всего у нас 11 000 га земли. Из них 2 000 га используем под корма. На 1 200 га выращивается люцерна, на 800 га — кукуруза на силос и зерно.
Успешное хозяйство невозможно без хорошей технической базы, и тут КФХ «Наука» есть чем гордиться. Здесь имеется современная машинно-тракторная мастерская, которая оснащена всем необходимым станочным парком и специалистами, умеющими изготавливать и реставривовать запасные части, в том числе и импортную технику. Каждый год технический парк обновляется мощной, современной, брендовой техникой различного назначения. В числе последних приобретений — немецкий зерноуборочный комбайн Claas TRION 750 — лидер европейского рынка. К слову, в нынешнем году для всей этой техники был построен большой новый гараж — очень вместительный, с отдельными воротами для каждой машины.
Здесь и продолжилась наша беседа.
— На этом комбайне трудится Александр Сафонов (на снимке внизу) — передовик, мастер на все руки! В «Науке» он уже 20 лет. К нам пришёл мальчишкой с училища, сегодня он настоящий профессионал. Александр подтвердит, что к недостатку этой техники можно отнести разве что стоимость, а вот достоинств немало!- отмечает Валерий Павлович, указывая на новенький немецкий комбайн и его водителя. — К сожалению, в прошлом году из-за санкций была небольшая недопоставка техники — не пришли четыре единицы. Мы хотели приобрести, так сказать, с заделом на будущее. Увы, не вышло. Жаль, что некоторой сельхозтехнике путь в Россию закрыт окончательно.
***
Валерий Павлович отмечает, что половина специалистов хозяйства работает именно в животноводстве. В «Науке» есть своя строительная бригада, имеются пилорама и столярка. Ведь 80% строительства всё-таки ведётся для животноводства. Например, бетонируют дороги по пути следования кормов. Только в 2022 году залили 2 000 кв. м. Соединили все силосные ямы между собой, чтобы самоходные раздатчики в грязь не лезли.
— Помимо этого, специалисты занимаются ремонтом жилья для тех, кто переезжает к нам и трудоустраивается в «Науку». Мы стараемся поддерживать работников, созда- ём необходимые условия, если нужно, обучаем, — говорит Валерий Абронов. — КФХ «Наука» — это более 100 человек, и поверьте, для каждого в течение круглого года найдётся работа. Этим, пожалуй, мы и отличаемся от многих других хозяйств…
(Продолжение следует).
Надежда АХМЕТОВА.
Фото автора.